Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2

Украинское стекло имеет ряд ясно выраженных особенностей, значительно отличающих его от других художественных направлений советского стекла. Прежде всего, следует отметить, что Украина является единственной республикой, в которой наряду с промышленным стеклом существует и художественное стекло как область народного искусства. Несомненно, что это оказывает очень сильное влияние на творчество художников-профессионалов, работающих на государственных предприятиях. Ни одна другая школа в советском стеклоделии не использует традиций народного стекла и вообще народного искусства столь широко, как это наблюдается в украинском стекле. Владимирцы, у которых, собственно, те же истоки традиций — черкасская посуда и «старая гута», все же значительно модернизируют и разнообразят гутенские приемы, стараются включить их в контекст современной художественной культуры. Украинцы же стремятся современную культуру приблизить к народной, придать ей привычный и традиционный характер, что достаточно часто ведет к своеобразной стилизации.

Стилевое воздействие народного стекла на промышленное начало проявляется довольно ощутимо с 60-х годов. Первоначальные поиски национального колорита в украинском стекле шли в более обобщенном направлении. Из национального наследия использовались не те или иные формы, а скорее общие принципы, особенности художественного строя народного искусства. В частности, в конце 50-х — начале 60-х годов украинское стекло выделялось своей яркостью и цветастостью, соответствующей общему жизнерадостному, полнокровному и оптимистическому характеру искусства украинского народа. Хрусталь выпускался почти всегда с цветным накладом и почти без гранения или же с крупной лаконичной гранью, выявляющей контраст между цветным накладом и прозрачным «телом» сосуда. Нередко применялся цветной декор в виде дротов, лент, крошки, иногда — люстров.

От национальных традиций шла яркая декоративность украинских изделий, простота, целостность и законченность формы, общая плавность и округлость вещей, четкость и упругость ограничивающих линий, общая ясность и устойчивость композиции.

Наиболее умело и органично были сплавлены современные и национальные черты в произведениях Аси Зельдич. Ее вещи широких, открытых, округлых форм словно созданы для большой дружной семьи, живущей открыто, вольно и задушевно. Вот эта широта, отвечающая духу народа, и делала ее вещи национальными. В них сохранена не та или иная форма конкретного народного сосуда, а передан характер украинского искусства, а следовательно, и характер народа.

А. Зельдич использовала и специфические традиции искусства черкасской посуды. Построенные на выявлении чистой формы, ее предметы почти никогда не были украшены алмазным гранением, которого не знало и народное стекло. Именно в ее вещах чаще всего использовался декор цветными полосами и лентами из стекла другого цвета — прием, прямо перекликавшийся с народным искусством, украшавшим изделия цветной витой нитью.

Примерно такого же характера были в начале 60-х годов работы П. Аверкова (прибор с цветной крошкой «Петушок»), И. Зарицкого, Е. Мери, С. Сараповой. Когда на Украине была освоена варка сульфид-цинкового стекла с характерными для него янтарно-рыжими и оранжево-красными тонами, И. Зарицкий выполнил из него декоративную вазу в народных формах, идущих от национальных керамических сосудов. Это не противоречило природе тарного стекла, поскольку оно в данном случае было непрозрачное. Будто напоенная августовским солнцем, эта ваза напоминала по цвету то янтарные зерна спелой кукурузы, то уже начавшие жухнуть и облетать лепестки наполнившегося семенами подсолнуха. Использование сульфид-цинкового стекла еще более расширило цветовые возможности украинского стекла.

В последние годы его производство резко возросло. Появилось много новых художников-профессионалов. На Киевском заводе художественного стекла работают И. Апполонов, В. Геншке, С. Голембовская, И. Зарицкий, В. Затынайко, Л. Митяева, скульптор А. Балабин. На львовском объединении «Радуга» — О. Богуславский, Л. Вихарева, В. Ласовский, Р. Шах, В. Яцынич, скульптор В. Гинзбург. Работают художники также на Стрийском, Бережанском, Попоснянском, Романовском и других заводах.
Какие же новые веяния наблюдаются в украинском стекле в последние годы? Пожалуй, самое главное и основное — это необычайно широкое применение раз личных гутенских приемов, главным образом декорирование сосудов лепными украшениями. Формы изделий усложнились, стали значительно более развитыми, причем силуэт вещи образуется обычно не ее основным объемом, а именно затейливыми налепами, декоративными деталями. Таким образом, декор как бы срастается с формой, становится определяющим в формировании внешнего облика вещи.

Цветовая гамма остается такой же разнообразной и во многих случаях яркой, но вместе с тем у ряда художников цвет становится тоньше, лиричнее и не всегда повторяет цветосочетания, характерные для народного искусства. Показателен в этом отношении очень утонченный по цвету набор Л. Митяевой «Карпаты», вызывающий ассоциации с предметами прикладного искусства XVIII века. На жухло-зеленом, сложном по цвету теле сосудов сделаны буквально кружевные налепы из розового стекла, придающие вытянутым графинам и массивным кубкам удивительное изящество и запоминающуюся необычность. С. Голембовская использовала в приборе «Вечер» сочетание зеленого, желтого и прозрачного стекла. Красиво соседство красного и синего стекла в монументальных декоративных сосудах В. Геншке. Он же в вазе «Покорители космоса» вернулся к хрусталю с гранью, мало специфичному в последние годы для Украины. Красные и желтые налепы с печатями в наборе «Праздничный» И. Зарицкого вызывают ассоциации с раскраской деревянных матрешек. Если раньше для украинского стекла было характер но применение в вещи одного цвета или же контраста цвета и прозрачного материала, то теперь чаще используется в изделии два или больше цветных материала, как контрастных, так и близких по тону.

Читать дальше...