Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2

По-прежнему редко, лишь в рядовой посуде, используется алмазное гранение и гравировка. Среди запоминающихся образцов последней выделяется штоф «Казак Мамай» О. Гущина, в котором к тому же удачно применены дерево (пробка) и металл — чеканная медалька с цепочкой.
Большое место в украинском стекле сегодня занимает скульптура. Это искусство весьма трудное и требующее виртуозного мастерства. В отличие от владимирского стекла в украинской скульптуре главенствуют жанр и анималистика. Скульптура имеет несколько различных направлений. Первое из них — относительно крупная (до 30 см и выше) лепная скульптура — представлена А. Балабиным. Он шел от анималистики к жанру, используя прозрачное и цветное стекло, создавая шаржированные, веселые изображения казаков и казачек, бравых парубков, раз личную фольклорную «нечисть» — леших, русалок — и даже отдельные сценки, например «На базар», где герой едет на ослике. Пробует Балабин свои силы и в «классике», лепя из горячего стекла торсы кентавров, венер и т. д. Однако пока что это удается ему хуже. В последнее время художник создал ряд очень забавных фигурок представителей различных видов спорта. Он выполнил их максимально выразительно и просто, с тем, чтобы можно было повторять эти изделия как спортивные сувениры. Очень одаренный и изобретательный А. Балабин является на сегодня, пожалуй, единственным в стране художником, столь успешно работающим над сравнительно крупной жанровой скульптурой из лепного стекла.
К этому же напрвлению примыкает и анималистическая скульптура с достаточно ясно выраженными традициями гутного стекла. Это удоды, фазаны, сказочные чудо-птицы, а также бараны, туры, львы В. Драчука, С. Тимчака и других молодых художников из Львова.

Наиболее ярким представителем второго направления является работающий во Львове В. Гинзбург. Он занимается мелкой пластикой из стеклянных дротов — искусством, имеющим давние и глубокие традиции у различных народов. Уже сама техника и размер придают этим вещам впечатление традиционности, хотя художник очень смел и оригинален в своих композициях. Наряду с фольклорными типажами он изображает и современников. Вещи Гинзбурга всегда неожиданны и забавны. Иногда он пробует сочетать скульптуру из дротов с изделиями бытового назначения или различными предметами. Интересна в этом отношении его композиция, состоящая из фигурки клоуна, держащего увеличительное стекло. Это — и забавное украшение письменного стола, и вместе с тем подставка для линзы. Разнообразное и интенсивное развитие стеклянной скульптуры является, по-видимому, закономерным выражением общей «скульптурности» украинского стекла. Благодаря давним и прочным традициям гутенской техники украинское стекло необычайно пластично. Каждый сосуд является своего рода скульптурным произведением. Отсюда и своеобразное отношение к декору: он не врезается в поверхность вещи, а как бы всегда выходит из изделия наружу, он что-то прибавляет к форме, а не выявляет ее конструкцию и архитектонику, как это, например, свойственно ленинградскому хрусталю. Характерны в этом отношении такие произведения, как набор «Украинская гута» И. Зарицкого, уже упомянутые «Карпаты» Л. Митяевой, ее же прибор для сухого вина, набор для вина «Гандзя» И. Апполонова, декоративная ваза «Красный ритм» А. Балабина и многие другие вещи. И даже когда нет этих налепов и деталей, а идет построение чистой формы с цветом, как, например, в питьевом приборе В. Затынайко, то и в этом случае отношение к ритму, пропорциям, пластике вещи скорее скульптурное, чем утилитарно-прикладное. Вообще среди других украинских художников В. Затынайко наиболее последовательно работает над пластикой самой формы и нередко добивается здесь ощутимых успехов.

Наряду с промышленным стеклом на Украине весьма развито и производство народного гутного стекла, сосредоточенное на Керамико-скульптурной фабрике Художественного фонда УССР во Львове. Здесь работает большой коллектив мастеров-гутников — такие ветераны, как М. Багинский, И. Гулянский, М. Иванцов и более молодые художники Б. Валько, Э. Голяк, В. Драчук, П. Думич, Я. Мацилевский, М. Тарнавский, Ф. Черняк и другие. Долгое время руководителем и наставником этого коллектива был М. Павловский, заслуженный мастер народного искусства УССР. Гутники работают на верстаке около печи. Они создают изделия большей частью из цветного стекла в лепной технике и сами тиражируют их в малых сериях.

В творчестве мастеров-гутников в период с 50-х и по 70-е годы произошло некоторое изменение стиля. Для 50-х годов была характерна статичность, однообразие форм при обилии декора. Затем проявился интерес к более четким, сдержанным, геометризованным формам, к гладкой поверхности стекла. К началу 70-х годов эта суховатость была преодолена, вновь возникает цветность, увлечение лепной фактурой, усложненными формами. Идет нарастание декоративности. Но, по-видимому, это все же не спонтанный процесс саморазвития гутного стекла, как считают украинские исследователи. Не следует забывать, что на Львовской керамико-скульптурной фабрике постоянно по месяцу и больше работают художники-профессионалы из России и Украины, выполняющие здесь свои творческие работы, причем с помощью тех же самых мастеров-гутников. В частности, Э. Голяк, П. Думич и другие работали над воплощением творческих замыслов таких известных художников, как С. Бескинская, Б. Смирнов, Л, и Д. Шушкановы и многие другие, Влияние этих художников на мастеров несомненно но и весьма сильно, вплоть до того, что некоторые авторские вещи гутников являются, по сути дела, репликами произведений крупных художников или же развитием их идей.

Вообще, на наш взгляд, гутничество в условиях современной культуры все более превращается в стилизацию, в искусственно поддерживаемое направление, отвечающее той тяге к рукотворному, индивидуализированному, близкому к народным корням искусству, которая сейчас наблюдается повсюду. Произведения гутников дороги нам своей не шаблонностью, свободой выражения, некоторой наивностью, явным отпечатком ручного изготовления. То есть мы в них ценим скорее прошлое, чем настоящее, они являются своего рода «промышленным антиквариатом». Характерно стремление самих гутников перейти из разряда мастеров в категорию художников. В последнее время В. Драчук, Э. Голяк, М. Тарнавский, Ф. Черняк окончили Львовский институт прикладного и декоративного искусства. Некоторые из них стали работать после этого не над гутными образцами, а над монументально-декоративными произведениями, над витражами и т. д. Вообще вопрос о судьбах украинской гуты, о перспективах ее дальнейшего развития есть частный раздел более серьезной и общей проблемы функционирования народного искусства в современной культуре, решение которой не входит в нашу задачу. Но сама по себе гута оказала очень сильное влияние на все украинское стекло и во многом именно благодаря ей оно приобрело ряд особых черт, не встречающихся в художественном стекле других республик, что и позволяет выделить среди других направлений достаточно целостную и монолитную школу украинского художественного стекла