Каталог статей > статья

 

Закавказье не имело в прошлом ни стойких традиций в искусстве стекла, ни даже развитого стеклоделия. Все здешние заводы — в Баку (Азербайджан), Кутаиси (Грузия), в Бюрегаване под Ереваном (Армения) возникли в советское время, в основном на рубеже 1960—1970-х годов.

Несколько долее других работает в Баку Джалил Ибрагимов, воспитанник ЛВХПУ. Однако Бакинский завод нацелен на производство бытовой посуды простейших видов, и поэтому большого влияния на общий уровень производства произведения Ибрагимова не оказывают. Художник является превосходным графиком, и первые его работы были в области живописи по стеклу. В основном он делал изображения своих соотечественников и различные сцены из национального быта на больших, почти плоских блюдах, напоминающих фарфоровые блюда для плова. Позже Ибрагимов пытался использовать в своих сосудах некоторые формы природы, например столь любимого в Азербайджане плода граната, являющегося здесь символом жизни и плодородия. Некоторые его вазы выполнены с сочетанием выдувания в форму и приемами гутенской техники, в частности налепов. Его лепные детали напоминают те неожиданные и явно уже не функциональные выступы, которые встречаются в древнекитайской и древнегрузинской керамике, подражавшей более старинным бронзовым сосудам. В последнее время Ибрагимов все более упорно работает над формой, пытаясь идти от национальных мусульманских сосудов для шербета или образов южной природы.

Вполне профессионально заявляют о себе художники самого молодого завода в Бюрегаване С. Гаспарян и К. Погосов. Они учились в Ленинграде и принесли в Армению хорошие традиции торжественного хрусталя с алмазной гранью. Однако трудно пока потребовать от этих художников, да еще в республике, где не было устойчивых традиций, даже обычного стеклоделия, самобытных произведений, опирающихся на национальную специфику и к тому же в таком сложном и драгоценном материале, как хрусталь. И все же армянский хрусталь значительно отличается от ленинградского. Впрочем, это скорее отличие почерка художников, чем эстетического направления. Сейчас на завод приходит новое пополнение, и, наверное, в недалеком будущем здесь выработается свое собственное художественное кредо, может быть, и не связанное крепко с национальными традициями, но все же значительно отличающееся от ленинградского, дятьковского и гусевского хрусталя.

Завод в Кутаиси делает пока лишь первые шаги, ибо раньше здесь хрусталь не варили. Идет процесс освоения техники, обучения мастеров, к сожалению, далеко не на лучших образцах типично мальцевского хрусталя конца XIX — начала XX века. Однако несомненно, что Грузия, имеющая столь давние и развитые традиции декоративного искусства, сумеет в конце концов и в области стекла сказать свое слово, достойное нашего времени.

Пока же, как видит читатель, Закавказье — это тоже скорее конгломерат различных индивидуальностей. Зачатки определенного характерного художественного направления видны только в Армении, особенно в работах К. Погосова.