Каталог статей > статья

 

Монументально - декоративные произведения из стекла можно условно разделить на две группы. Первые — это собственно монументальные произведения, а вторые — архитектурно-декоративные и цвето-световые композиции. Конечно, непереходимой грани между ними нет, но в первом случае, используя прозрачные цветные стекла или кубики смальтовой мозаики, авторы решают задачи, содержательные, тематические, которые и являются основой их созданий. С помощью стекла здесь доносится до зрителя определенная художественная идея. Таков классический витраж из плоского цветного стекла, мозаичные панно, представляющие собой картины на определенную тему. Таковы люстры и всякие другие осветительные приборы, назначение которых — осветить определенную площадь или пространство. Стекло или хрусталь во всех этих случаях используются как особое художественное средство, позволяющее автору наиболее эффективно решить поставленную задачу. Поэтому авторами таких произведений являются обычно художники-монументалисты, живописцы, графики или же художники-светотехники.

Произведения архитектурно-декоративные пользуются довольно часто языком неизобразительных форм. И задача их обычно — не украсить плоскость стены или заполнить витражный проем, а эстетически освоить само пространство интерьера, расставить важные цвето-световые акценты, создать в интерьере определенное настроение. Авторами таких произведений являются обычно художники стекла. Специфические эстетические свойства этого материала используются здесь не как средство для создания изображения или цвето-графической ассоциации, а как собственно художественная цель, которая не может быть достигнута никакими другими способами и материалами, кроме как тем видом стекла и той технологией, которые предложил автор.

И если витражи и мозаики есть, по сути дела, лишь определенные виды монументального искусства и развиваются они по законам и принципам этого искусства, то архитектурные свето-цветоносные произведения, хотя и именуются иногда тоже «витражами», являются скорее разновидностями художественного стекла. К подобным пространственно-декоративным произведениям прежде всего относится литовский витраж из сколотого и литого стекла, который находит все более широкое применение во всех республиках. Но если у художников-монументалистов он превращается в средство воплощения того или иного сюжета, то у художников стекла — в средство эстетизации среды.

Ведущие литовские монументалисты К. Моркунас, С. Казимирайтис и особенно А. Стошкус, работая в области художественного стекла, создают неизобразительные объемно-пространст венные конструкции, где1 стекло необычно и удачно соседствует со светом и в некоторых случаях — с музыкой. Последнее особенно характерно для Литвы — родины художника Чюрлениса, упорно стремившегося найти адекватный изобразительно-цветовой язык для передачи музыки.

Литовский витраж и родился, как нам кажется, именно как попытка нового синтетического объединения света и цвета. Дело в том, что классический витраж был рассчитан на дневной свет, и поэтому он всегда «жил», то есть менял свой тон и цветовую насыщенность в зависимости от того, было ли за окном ясно или пасмурно, стояло лето или зима. Электрический свет сделал витраж мертвым, лишил его изменчивости тонов и нюансов. Применение сколотого и литого стекла, где кусок материала одного и того же состава и цвета можно было сделать толще или тоньше, а соответственно на просвет получить различным по насыщенности цвет, дало новую жизнь искусству витража, не рассчитанного на естественное освещение. Применение пространственных витражей, варьирование конструкций подсветки вплоть до освещения одним источником только одного куска стекла — все это создает значительно более богатые возможности нюансировок цвета. И зависит это не от рисунка витража, как в монументальном искусстве, а именно от свойств стекла и от разнообразия устройства источников света.

К произведениям такого типа относится, например, убранство одного из ресторанных залов гостиницы «Интурист» в Москве и фойе Московского Художественного академического театра подвесными и напольными композициями из сульфидного стекла (художник В. Шевченко). Оригинальные решетки с включением цветоносных сульфид-цинковых пластических объемов, напоминающих капли и бутылки, применены художницей С. Бескинской для организации определенных функциональных зон в интерьерах фойе, буфетов и курительных комнат Дворца культуры в Мары. Среди подобного рода произведений выделяются новые люстры и светильники Т. Сажина и Л. Фоминой, примененные во Дворце культуры автозавода имени И. А. Лихачева и в новом здании Советского посольства в Париже. Это не столько осветительные приборы, сколько объемные светящиеся конструкции. Хрусталь или стекло используются здесь не в виде традиционных «слезок», «страз», «флаконов», «лиштвы», которыми украшали люстры в XVIII—XIX веках, чтобы усилить свет свечей, отразить его от полированных поверхностей. Здесь собственно источников света — ламп — мы не видим: воспринимается только светоносный материал, который как будто весь напоен, пронизан светом, и свет «изливается» из него, как бы струится в пространство.

Те же принципы воплощены и в хрустальных фонтанах, в частности в интерьерных фонтанах Т. Сажина и Л. Фоминой, установленных в том же Дворце культуры автозавода имени И. А. Лихачева. В фонтанах Сажина и Фоминой мы прежде всего видим хрусталь. Материал здесь создает образ. И льющаяся прозрачная вода лишь дополняет, «оживляет» этот образ, показывая как бы вторую ипостась прозрачного материала: в хрустале он застывший, льдистый и сверкающий, в воде — живой, трепетный, все время меняющийся, искрящийся брызгами.

Следует сказать, что подобных, специфически «стеклянных» произведений в архитектуре не так уж много. Иногда и опытные художники стекла более увлекаются графическими или скульптурными задачами. Но все же специфика светоносного и цветонасыщенного архитектурного стекла стала подчеркиваться все больше. Можно назвать здесь еще совместную работу трех художниц — Г. Антоновой, С. Рязановой и А. Степановой — набор архитектурно-скульптурных стеклянных предметов для украшения кафе в пансионате «Мисхор» в Крыму. Эти пластические композиции превосходно выявляют особенности цветных стекол и в то же время ассоциативно напоминают молчаливый мир подводных водорослей, экзотических рыб, мерцающих в глубине раковин и камней. Причудливые очертания, яркие цвета, умело направленный свет придают этим произведениям таинственность и музыкальность. Декоративное стекло создает здесь необычную, чарующую атмосферу, близкую к «русалочьим» сказкам и мифам.

Сюда же относятся решетки из сульфид-цинкового стекла Т. Сажина и Л. Фоминой в кафе Дворца культуры ЗИЛа, оригинальная выставочная установка «Мальва» («Память о Венеции») В. Муратова и необычный орнаментальный витраж В. Филатова, находящийся сейчас в ресторанном зале Дома Правления Союза художников СССР. Витраж набран из стандарт но выпускаемых заводом «Красный май» сульфид-цинковых пепельниц, поставленных вертикально и подсвеченных так, что они создают необычный и яркий узор в красно-рыжих тонах, обрамленных глубинным сверканием чистого и насыщенного синего цвета. В последнее время художники разных заводов уделяют архитектурному стеклу все больше внимания.

Интересные композиции показал на одном из конкурсов С. Верин. Тяга к большим пространственным композициям наглядно проступает в творчестве А. Остроумова, В. Котова, Б. Бычкова и многих других. Все это дает основание думать, что область архитектурного стекла активно набирает силу и заявит о себе еще более весомо. Несомненно, что это будет способствовать дальнейшему обогащению всего нашего монументально-декоративного искусства. Художественное стекло, столь мощно выступившее в 60-х годах и стоявшее во главе нашего декоративного искусства, дало сильный стимулирующий толчок развитию всего искусства предметного мира. В последнее время еще более быстрыми темпами начали развиваться гобелен, керамика, фарфор, резное дерево.

Все декоративное искусство как бы постепенно выравнивается, и вряд ли какая-либо его область вскоре сможет претендовать на лидерство. Но в этом общем движении художественное стекло продолжает успешно развиваться, и палитра его постоянно обогащается. В художественном стекле спокойно соседствуют сейчас различные направления: обновленные гранение и гравировка в стиле «ретро». Наряду с этим повышается культура «чистой формы» и изготовление неукрашенных предметов в «техническом» стиле. По-новому зазвучала живопись на стекле. Широко используются оптические эффекты. Как мы только что убедились, набирает силу архитектурное стекло. Все это позволяет нашему художественному стеклу уверенно развиваться и занимать одно из достойных мест в общей картине советского декоративного искусства.