Каталог статей > статья

 

В Прибалтике два основных центра художественного стекла — эстонский завод «Тарбеклаас» и объединение «Латвия стиклс», куда вошли бывший Ильгюциемский завод и Рижский завод тарного стекла. Кроме того, в последние годы сортовую посуду начал выпускать также Ливанский завод в Латвии. Произведения художников этих заводов имеют много общего, что и позволяет рассматривать их вместе, хотя лидирует в Прибалтике пока эстонское стекло. Для развития эстонского стекла очень много сделал покойный профессор М. X. Роосма (1909—1971), Он учился в Латвии в Государственной школе искусств, явившейся ядром будущей Академии художеств Латвийской ССР. Роосма окончил графическое отделение этой школы (1936 г.) и отделение гравировки хрусталя (1938 г.). Практику он проходил в Новом Боре (Чехословакия) в школе художественной обработки стекла. По возвращении в Эстонию Роосма руководил отделением художественной обработки стекла в Таллинском художественном училище, а затем работал в Государственном художественном институте Эстонской ССР. Почти все известные художники стекла Эстонии были учениками Роосма. Его воспитанники работают сейчас также в Ленинграде, на ряде заводов России и Белоруссии.

Собственные произведения Роосма в основном сюжетно-декоративные, выполненные в технике матовой гравировки. Они удивительно тонки и графичны по рисунку, хотя и чуть суховаты, особенно в сравнении с гравировкой владимирской школы. Любопытны искания Роосма в области по лучения иллюзии глубины и пространства в пейзажах, гравированных на кривых поверхностях сосудов, например, в вазе «Идиллия с острова Муху». Произведения Роосма по своей технике, артистизму и утонченности, по тщательности исполнения и характеру изображения продолжают традиции знаменитого чешского барочного стекла XVII века. Они ценны как образцы большого искусства и, в частности, тонкой и изящной графики на стекле. Роосма привил своим воспитанникам любовь к изобразительному декору и передал им многие «секреты» техники гравировки на стекле. Семена, посеянные им, взошли позже, может быть, даже не столько в самой Эстонии, сколько в России и Белоруссии, где на некоторых заводах техника гравировки возродилась благодаря усилиям учеников Роосма.

Сегодня на заводе «Тарбеклаас» под руководством главного художника Хельги Кырге работают Мирьям Маазикас (Маасикас), Пильви Оямаа, Тая Леон, Пеетер Рудаш. Кроме того, на выставках мы встречаем еще работы А. Андресма-Тамм, Майе Микор, Мере Соовик, Юлии Браун, Майе Раун. Вещи, выпускаемые ими массовыми тиражами, отличаются исключительной чистотой исполнения, скромным применением декора, высоким качеством стекла и очень легкой полутоновой окраской. Вот этот размытый легкий акварельный цвет «дыма», а также голубоватых, зеленоватых, коричнево серых тонов составляет одну из характерных особенностей прибалтийского стекла. Эти цвета словно напоминают нам о балтийских туманах, свинцово-серых морских просторах, неяркой зелени лугов и светлой пелене дождя, столь специфичных для этого края. Формы изделий очень четкие, с ясным силуэтом, часто применяется залив на дне сосудов, придающим им устойчивость и зрительную солидность. В отличие от русского и украинского стекла формы часто «закрытые», то есть расширяющиеся книзу и сужающиеся к горлу. Нередко также использование чистых геометрических форм цилиндра, шара и т. д. Декор, нанесенный алмазным колесом или гравировкой, обычно суховатый и геометризированный. Параллельные полоски, линии, штрихи, ямки, расположенные в четком ритме, лишь оттеняют конструктивность формы. Как правило, декор неизобразителен. Лишь изредка встречаются мотивы, близкие к изображению звезд, лучей, цветов, чешуи. Алмазный декор часто не полируется и оставляется матовым. Четко-ритмичный декор стекла очень близок к народному орнаменту, что придает традиционный оттенок отвлеченным современным формам стеклобутылок.

Среди выдувных изделий довольно большую группу составляют стаканы, кружки и кубки сувенирного характера с рисунками декалькоманией. Особенно удачна серия стаканов «Знаки Зодиака» с гротескно-юмористическими рисунками. Конечно, это в большой степени дань моде: в последние десятилетия стаканы с деколью выпускаются в ряде стран и часто являются предмета ми коллекционирования. Эстонские стаканы и кубки с деколью по качеству стекла и рисунков нисколько не уступают импортным, а иногда и превосходят их.
На «Тарбеклаасе» выпускается также небольшое количество вещей в технике «рифленки», то есть выдутых в рифленную изнутри форму. Пожалуй, это единственный в стране завод, выпускающий рифленые изделия в промышленном тираже и с обычным для эстонского стекла высоким качеством. Превосходно также цветное прессованное стекло «Тар беклааса» — пивные кружки, раз личные салатницы, сухарницы, конфетницы, подсвечники и т. д.

В декоративном стекле эстонских художников очень сильно чувствуется влияние модерна 1900-х годов, того модного сейчас стиля «сецессии», который все более завоевывает в последнее время западноевропейское декоративное искусство, плакат, рекламу, одежду. И даже столь характерная для эстонского стекла цветовая гамма в этих опытах выглядит отнюдь не прибалтийской, а напоминающей излюбленные блеклые зеленовато-лиловые и бледно-фиолетовые тона стекла эпохи модерна. Здесь особенно часто художники используют тиходутые формы, имеющие также типичную для модерна и особенно для техники галле неяркую, полуматовую и шероховатую фактуру. Нередко вазы, например, «Кораллы», «Антонио», «Рельефы», П. Рудаша бывают свободных, асимметричных форм. Наряду с этим проводятся очень интересные поиски новых форм ваз и подсвечников, часто декорированных дротами и налепами. Общий характер и построение форм весьма современно, нередко геометризированно, с контрастным выявлением основных объемов. В целом эстонское стекло представляет собой очень самостоятельное явление в нашем искусстве.

К эстонскому промышленному стеклу близко стекло завода «Латвия стиклс». На латвийских заводах работают художники Мироза Истребова, Илга Матвея, Малда Страздыня (Лапсиня), Юрис Меднис, Владимир Валниенс, Людмила Сафронова. Большинство из них окончило Рижское училище прикладного искусства, некоторые — Академию художеств. На выставках их вещи почти не появляются, и поэтому судить о декоративном стекле Латвии не представляется возможным. Для прикладного же стекла характерны, как и для эстонского, полутон и дым, то есть типичная для Прибалтики цветовая гамма, а также достаточно высокое техническое качество. Формы изделий не столь вытянутые и «готические», как у эстонцев, а более открытые. Декор и орнамент также очень скромны, но чуть с большей тягой к изобразительности. В целом создается впечатление, что латвийское стекло находится пока еще в процессе исканий и становления. Вероятно, это в какой-то мере объясняется отсутствием в Латвии развитых традиций в производстве по судного стекла (Латвия раньше славилась своими витражами, вы полненными в классической технике), а также и тем, что большинство художников (кроме И. Матвей) работают в стекле совсем недавно. Латвийские художники лишь только ищут свой почерк и пока работают в русле развития эстонского стекла.