Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2

Второй, не менее важной ветвью владимирского стекла является лепная скульптура, возрождающая на новом этапе традиции гутного стекла, характерные для черкасской посуды и небольших русских купеческих заводов начала XVIII века. В этом отношении у художников Гусь-Хрустального был и более близкий предшественник, определивший новое направление гутной скульптуры, — мастер-художник В. Васильев, вы полнивший во второй половине XIX века оригинальный стеклянный букет. Это было важное переосмысление традиции. Если в черкасском стекле и в «старой гуте» все фигурные изделия были сосудами, хотя и в образах медведей, баранов, рыб и т. д., то в «Букете» мы имеем дело со скульптурным изображением, не имеющим никаких утилитарных функций и служащим только для украшения помещения.

Именно по этому пути и пошли художники Гусь-Хрустального. Инициатором создания новой гутной скульптуры, до сих пор успешно работающим в этом направлении, был В. Муратов. Скульптурные опыты Муратова, его сказочные звери и птицы, принципиально отличаются от традиционных. В работах народных мастеров больше непосредственности и наивности в позах и движениях фигур, большая пестрота цвета, преобладает необычайность сюжета, фантастичность, улыбка, юмор. У Муратова — гораздо более сгармонированные цветосочетания, не исключающие, однако, яркости и насыщенности. Пластические объемы по строены профессионально, и в них главенствует декоративная образность, подчиняющая себе все художественные средства.

Кроме того, если в народной гутной скульптуре в основном использовалась техника выдувания и скульптуры-сосуды были полыми, то Муратов, Корнеев, Ибрагимов и другие создают преимущественно лепную скульптуру, не только физически более массивную, но и зрительно пере дающую это впечатление весомости, наполненности пластического тела. Сами же приемы лепки из горячего стекла, использование цвета, техника выработки и т. д. очень близки к традициям черкасской посуды и работам мастеров XIX века.
Среди других произведений этого направления можно назвать «Букет» Г. Антоновой, ее же декоративную композицию «Сказка», «Скоморохов» С. Бескинской, декоративную композицию «Восточные мотивы» Л. Савельевой и Ф. Ибрагимова и ряд других вещей, в которых гутенская техника использована широко и разнообразно, в том числе и приемы выдувания полой скульптуры. Гутная скульптура захватила многих художников, однако для большинства из них это был проходящий этап творчества. Муратов же и Корнеев уделили лепной и выдувной скульптуре значительно больше времени и сил, и она стала в какой-то мере определяющей в их творчестве. От этой скульптуры они закономерно перешли, с одной стороны, к налепам и печатям на сосудах, а с другой — к созданию монументально-декоративных произведений.
В последнее время на Гусь-Хрустальном заводе начали широко варить цветной хрусталь. Цвета его резко отличны от густой, темной гаммы цветного стекла 30-х — начала 50-х годов. Это легкие, как бы размытые акварельные тона, получающиеся на основе соединений церия, неодима, кобальта, меди, хрома и других элементов. По гамме такой хрусталь возрождает традиции поисков В. Мухиной.

Показательны в этом отношении произведения В. Филатова, долгое время работавшего на Гусь-Хрустальном. У него стойкая приверженность к хрусталю, обработанному гранением и реже — гравировкой. В его интерпретации граненый хрусталь обретает масштабность и широту, свойственные национальному русскому, как профессиональному, так и народному искусству. В творчестве Филатова некоторые принципы ленинградской школы обогатились сегодняшним пониманием традиций таких старых заводов, как Дятьковский и Гусь-Хрустальный. Наиболее удачными представляются произведения Филатова для общественных интерьеров, построенные на контрасте горизонтально распластанных блюд и высоких вертикальных ваз или на контрасте крупных открытых форм и тонкого, ажурного рисунка звезд и лучей.
Конечно, пока еще рано говорить о вполне установившемся художественном образе владимирского цветного хрусталя, но в потенции это будет, по-видимому, третьим отличительным признаком владимирской школы художественного стеклоделия.