Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2

Для владимирского стекла характерны два художественных направления, два метода работы: во-первых, гравировка по стеклу и, во-вторых, скульптурная лепка из горячего стекла. Среди других школ советского стекла владимирская отличается наиболее тесной и органической связью с национальными традициями и, как нам кажется, наиболее тактичным умением - связать эти традиции с сегодняшним днем.

Гравировка по стеклу идет от умений прославленных русских мастеров Гусь-Хрустального Травкиных и Зубановых, совершенствовавших приемы этого искусства из поколения в поколение. Ими же, по-видимому, была разработана и особая техника, отличающаяся от «номерной» мальцевской грани и представляющая собой нечто среднее между гравировкой и гранением: хрусталь режется очень неглубоко узкими бороздками, которые остаются нередко матовыми, неполированными. Гравировка медными колесиками и мелкая алмазная грань (так называемая «алмазная насечка») — матовая или полированная — до сих пор широко применяются рядом гусевских художников, причем часто в сочетании с другими техниками.
В отличие от эстонской школы гравировки М. Роосма владимирские гравированные рисунки построены большей частью на растительных элементах и более орнаментальны по композиции. Они и назывались раньше общим именем «светлое растение». Кроме того, здесь обычно используются национальные мотивы — русская природа, изображение полевых цветов, сценок охоты, рыбной ловли и т. д. Даже при обращении к античной тематике растительный мир играет весьма существенную роль в общей композиции. Кроме того, владимирская гравировка, пожалуй, более декоративна и условна в отличие от эстонской, где превалирует станково-изобразительное начало.

Первым художником, начавшим восстановление искусства гравировки на Гусь-Хрустальном, был Евгений Рогов. Его работы отличаются особой лиричностью и напевностью. Он же первый начал опыты по соединению гравировки и матовой грани с цветом. В тонкой гравировке и легком, размытом цвете он передает мягкое очарование нехитрой природы Владимирского края, ее удивительную чистоту и ясность. Среди других гусевских художников Е. Рогов наиболее «природен». Родной край питает его творчество красотой густых зеленых лесов, памятниками старины, сказочными зимними пейзажами. Неистощимый на изобразительную выдумку, Рогов никогда не переходит границ декоративной условности. В его произведениях чувствуется поэтическое отношение к материалу, любование его красотой.
На сегодня наиболее сильным художником гравировки является, пожалуй, Адольф Курилов. Превосходный рисовальщик, отлично чувствующий художественные особенности гравировки, Курилов создает смелые и красивые сюжетные композиции, как правило, органически увязанные с пейзажем. Диапазон его творчества достаточно широк — от античных сценок (например «Вакханалия») до картин современного труда моряков-рыболовов (комплект «Море»).

Курилов хорошо чувствует материал. Если тонкий и лиричный декор Рогова всегда поверхностен, всегда лишь украшает изделие снаружи, то Курилов нередко обыгрывает оптические свойства стекла, его прозрачность, использует различные эффекты, получающиеся от совмещения рисунков, находящихся на противоположных стенках сосудов и т. д. В лучших работах Курилова изображения кажутся помещенными где-то в толще материала, что придает им дополнительную плотность и весомость, повышает их декоративные качества. Вместе с тем определенная мера условности в рисунках Курилова никогда не позволяет забыть, что перед нами не просто достаточно оригинальные изображения, а прежде всего стеклянные вещи — сосуды, блюда, вазы. Его изделия дороги нам единством своих художественных составляющих — материала, формы, декора.

Гравированию как одной из характерных особенностей владимирского стекла отдали дань почти все художники Гусь-Хрустального — В. Филатов, В. Корнеев, О. Козлова, Р. Аксенов, С. Верин и другие. Но для большинства из них гравировка и алмазная насечка были лишь эпизодическими увлечениями, лишь одной из техник, которой они занимались наряду с алмазным гранением, пескоструйной обработкой и т. д. Пожалуй, более обстоятельно гравировкой, кроме А. Курилова, занимался Ф. Ибрагимов. Это художник достаточно яркого изобразительного дарования. Он — мастер смелых, часто даже гротескных изобразительных решений. Вместе с тем он не всегда точно чувствует вещь в целом и иногда использует форму и цвет лишь как фон для изображения (композиция «Демонстрация» — совместно с Л. Савельевой). К наибольшим его удачам принадлежит скульптурная композиция из глубокого кобальтового стекла «Минотавр» с гравированным рисунком.

Весьма оригинальна и композиция из двух ваз с гравировкой на тему «Дружба». С обычной для него смелостью Ф. Ибрагимов располагает единый рисунок на двух отдельно стоящих сосудах, причем к тому же и различного цвета — прозрачном и коричнево зеленом. Но и здесь изобразительное начало является главенствующим, и стекло используется скорее как условный фон для него. В этой своей работе Ибрагимов широко использует растительные мотивы (характерные для владимирской школы), в то время как раньше даже в пейзажах он отдавал предпочтение изображению людей (например, кружка «Зимняя», 1967 г.).
Среди других приверженцев владимирской школы нужно отметить долгое время работавшего на Иванищевском заводе Юрия Колова, так же весьма успешно использующего гравировку и алмазную насечку. При помощи ихон создает как растительные композиции, так и сюжетные изображения на революционные темы. Его индивидуальный стиль достаточно современен, как и у Ибрагимова, но более лиричен. Эти художники связаны с традициями владимирского стекла более в области техники, а также, особенно Колов, своей любовью к воспроизведению природы.

Читать дальше...