Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2

Контрастом материальной обстоятельности вещей Аствацатурьяна служат более тонкие, повышенно эмоциональные произведения Лейды Юрген, пришедшей на ЛЗХС после окончания Государственного художественного института Эстонской ССР. Юрген сумела не только создать здесь ряд интересных произведений, но и восстановить на заводе почти затухавшую технику матовой гравировки, которой она обучила нескольких молодых мастеров. Творчество Юрген отличается большой музыкальностью. Ее вещи то нежны и трепетны, то торжественны и величавы, как, например, сервиз «Банкетный», выполненный из прозрачного хрусталя, где общая спокойная праздничность предметов иногда прерывается мощными аккордами нескольких изделий, созданных из красного стекла. С удивительной тонкостью и задушевностью запечатлен художницей образ Ярославны на небольшой, несколько удлиненной вазе. С мягким юмором исполнен рисунок вазы «Песня», где прекрасно передано эмоциональное состояние поющих детей.
Художница Лидия Смирнова принесла в ленинградский хрусталь лирическую теплоту и широту, свойственные русскому декоративному искусству. Одна из ее первых работ — оригинальная ваза для цветов в виде распускающегося бутона. В начале своего творческого пути Смирнова очень последовательно воплощала характерные для В. Мухиной принципы формообразования стекла, основанные на художественном воспроизведении форм живой природы. Особенно удачен ее питьевой прибор «Дынька» из оранжевого стекла с извилистыми зелеными полосками. Простая шарообразная форма и теплая солнечная расцветка создали за конченное и радостное впечатление.

В дальнейшем палитра художественных средств, используемых Смирновой, заметно обогатилась. Причудливые морозные узоры искрятся и сверкают на ее вазах «Иней», «Зимняя сказка», множатся в бесчисленных ямках снежинки на кубке «Зима». В вазе «Матрешки» будто оживает радостный, звонкий колорит народного искусства с его яркими, сочными красками. Широта русского хлебосольства образно передана Смирновой в кубках «Пир» и сервизе «Свадебный», который включает кубки-гиганты, большие блюда и графины, покрытые серебристым кружевом рисунка.

Процессы, происходящие в последние годы в советском декоративном искусстве и, в частности, в художественном стекле, с обнаженностью и остротой отразились в творчестве более молодого художника Юрия Бякова. Его вещи прорывают границы привычных представлений о декоративном искусстве как искусстве в основе своей утилитарном. Бяков программно создает антиутилитарные формы, словно бросающие вызов стандарту и каноническому представлению о целесообразности и бытовой оправданности стеклянных изделий. Такова была его «Тройка» — полая, горизонтально лежащая на деревянной подставке, расширяющаяся по концам стеклянная труба, по середине которой было нанесено изображение русской тройки — знаменитый «стакан без дна» — вещь, породившая массу споров и положившая начало оживленной дискуссии на страницах журнала «Декоративное искусство СССР». Произведение превосходно демонстрировало возможности материала и техники, их органическое единство, но вместе с тем это вещь чисто станковая, выставочная, предназначенная только для разглядывания.

Таков был один из первых опытов использования декоративных возможностей материала не для прикладных целей, опыт новаторский, смелый, принципиальный по своему значению и вызвавший ряд подражаний. В дальнейшем Бяков продолжал работать в этом же направлении, создав целый ряд вещей часто очень серьезного и глубокого содержания, что ранее также почти не наблюдалось в декоративном искусстве.
В произведениях Александры Лавровой привлекает склонность к необычному, юмористическому или шаржированному использованию особенностей стекла, в частности его прозрачности, а также попытки внести в проектирование изделий элементы дизайнерского подхода. Среди изобразительных мотивов она отдает предпочтение натюрмортам и портретам.

На Ленинградском заводе работают еще Хелле Пыльд, Наталья Тихомирова и Наталья Гончарова. Каждая из них отличается своим особым почерком и характером произведений.
Но понятие ленинградской школы не идентично Ленинградскому заводу художественного стекла. В частности, например, немало сделал для становления этой школы в 1950-е — начале 1960-х годов Юрий Мунтян. Он и сейчас в своих монументально-декоративных работах, в осветительных приборах разрабатывает принципы ленинградской школы. В формах или декоре он использует растительно-природные мотивы, которые были свойственны В. Мухиной и частично А. Успенскому.

Долгое врем работавшая на Дятьковском заводе художница Мирона-Татьяна Грабарь также воплощает в своем творчестве некоторые принципы ленинградского хрусталя. Ее простые, торжественные, четко построенные формы обладают сдержанностью и благородством, декор их строг и изящен.
Традиции ленинградской школы стали своего рода классикой. И мы обнаруживаем их в работах многих художников, учившихся в Ленинграде и, как правило, проходивших производственную практику на ЛЗХС. Ниже мы увидим, как своеобразно претворились эти традиции, например, в армянском хрустале.
С точки зрения материала и техники для ленинградской школы наиболее характерен бесцветный хрусталь, обработанный алмазной гранью. Строгий рисунок гранения придает вещи черты особого благородства и чеканного совершенства. Однако это все же скорее внешние признаки школы, ее, так сказать, стилистика и излюбленный материал. Но суть этого направления не только в выработке определенных стилистических черт, тем более что эти черты меняются. Для Мухиной, например, было характерно цветное стекло и иные принципы формообразования. А. Смирнов часто опирается на народно-гутенские традиции и т. д.
Поэтому более глубинным, внутренним содержанием этого на правления мы считаем высокую художественную культуру и экспериментаторский дух. Эта высокая культура проявляется у одних художников в форме, у других — в декоре, будь то гравировка, гранение или даже живопись, в законченности, тщательной от деланности вещи, то есть в высоких традициях мастерства.

Высокая культура и стремление к эксперименту, к неустанным поискам и обновлению традиций, присущие первоначально главным образом ленинградской школе, постепенно становятся сегодня ведущими чертами в работе многих заводов. Их приносят сюда молодые специалисты,- учившиеся в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной и, следовательно, находившиеся под сильным влиянием принципов ленинградской школы.