Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

И уже в это время художники стекла выступили в первых рядах создателей нового. Их вещи говорили о дешевизне, в смысле материальном, и о своей высокой художественной ценности. Красота их была скромна. Это служебная, простая, фоновая красота вещей, знающих свое место.
Кроме уже перечисленных произведений художников старшего поколения, одним из первых проявлений этой «новой волны» был прибор для молока «Буренка» С. Бескинской и вазы А. Остроумова. В приборе С. Бескинской использован самый дешевый тогда материал — сульфид-цинковое стекло — и самые простые средства декора.

Вещи А. Остроумова поражали словно рвущейся из оков, сдержанной силой, конструктивностью, заостренной выразительностью. В них главенствовала чистая форма. Цвет только чуть акцентировал ее напряженность.
Отметим здесь одну интересную деталь: предметы из стекла были более художественны, чем другие «простые» вещи, например, чистая белая посуда Дулевского завода (так называемая «белая линия»), утилитарная керамика Сланцевского завода и т. д.

И вот эта чистая утилитарность без образности очень скоро стала приедаться. Примерно с начала 1960-х годов формы и декор предметов вновь начали усложняться. Возросшее благосостояние народа породило потребность в увеличении выпуска хрусталя, тонкого фарфора, декоративных тканей. Развернулось огромное жилищное строительство, люди переезжали в отдельные квартиры, в дома с балконами, лоджиями, большими окнами. Жилище людей стало значительно более светлым, и появилась естественная тяга обставить его красивыми, качественными и даже дорогими вещами. Но возвращаться назад к тому помпезному стилю, который господствовал до начала 1950-х годов, уже было нельзя. Это понимали все. И начались усиленные поиски новой художественной выразительности. Свет в жилище изменил отношение к цвету. Перестали нравиться тяжелые, глухие расцветки вещей, в частности в стекле — кобальт и марганец, делавшие вещи почти непрозрачными, излишне массивными. Самым значительным результатом, к которому привели новые художественные эксперименты, было разделение когда-то единого искусства предметного мира на три достаточно самостоятельные области: дизайн, прикладное и декоративное искусство.

Дизайн, как он сложился в нашем стекле, представляет собой массовую продукцию, в основном предназначенную для предприятий общественного питания, для автоматов с соками и газированной водой, для пивных баров и т. д. Это обычно неукрашенная посуда, изготовляемая главным образом техникой прессования, простых лапидарных форм, отличающаяся повышенной прочностью и удобством в обращении.
К прикладному искусству мы относим в основном массовую повседневную посуду, предназначенную для индивидуального быта. Она достаточно дешева, изготовляется большей частью из бесцветного («белого») и цветного стекла, имеет минимальные украшения, причем наносимые обычно механическим или полу механическим способом, например, обводки, ленты, деколь, печать, резьба, наносимая машиной «многожалкой» или машиной типа Кутчера. Эти вещи тиражные, проектируемые художником, несущие в себе определенные черты образности, национальной культуры, эмоционального отношения. Но это вещи утилитарно-бытового, повседневного характера, не претендующие на особое украшение интерьера, однако по художественному уровню стоящие значительно выше, чем стаканы для соков или пивные кружки — предметы, отличающиеся своего рода эстетической нейтральностью, приспособленностью к использованию в разнообразных условиях, людьми различных возрастов и социальных групп, в различных климатических поясах и т. д. Предметы же прикладного искусства имеют более скромные тиражи и они более изобразительны, рассчитаны на определенный уровень художественного вкуса, эстетических пристрастий и достатка. И если в дизайне превалирует польза, лишь эстетически выраженная и облагороженная, то в прикладном искусстве категории красоты и пользы как бы уравновешены.

В область декоративного искусства входят высокохудожественные и даже драгоценные вещи, предназначенные в основном для украшения личных и общественных интерьеров, для подарков, для выставок и музеев. Здесь утилитарность нередко совершенно отсутствует. Это вещи малосерийные, изготовляемые, как правило, вручную в специальных экспериментальных мастерских крупных заводов или же на предприятиях, находящихся в ведении Союза художников и выпускающих только декоративные изделия. Здесь образность вещи, ее красота, ее художественная выразительность и культура стоят на первом месте. Именно эти произведения определяют особенности той или иной художественной школы, а также творческое лицо создающего их художника. Ниже, когда мы будем характеризовать отличительные особенности тех или иных национальных школ или направлений, мы будем иметь в виду именно декоративные и частично прикладные вещи, а не рядовую массовую продукцию.

Декоративные произведения из стекла в нашей многонациональной стране имеют достаточно четкие признаки национальной культуры и традиций. Поэтому разговор о художественном стекле мы продолжим по национальным регионам, хотя далеко не в каждой из союзных республик сложилась собственная художественная школа, да и понятие «школы» не всегда территориально совпадает с определенным заводом или республикой. В заключение же скажем о двух особых направлениях, проявившихся в творчестве различных художников, работающих на разных заводах. Одно из этих направлений связано со специфическими качествами используемого материала, а другое — с особым (архитектурным) назначением произведений.