Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

По инициативе Мухиной на заводе занимались не только круглой скульптурой, но и литыми барельефами, причем как в их привычном понимании, так и, условно говоря, «негативными», в которых изображение помещено с обратной стороны и просматривается сквозь толщу стекла. Очевидно, «негативные» барельефы натолкнули Мухину и еще на одну идею, которая разрабатывалась под ее наблюдением. Речь идет о так называемой «полостной», или полой, скульптуре, в которой в блоке стекла оставлялась полость, представлявшая собой как бы отпечаток, оболочку скульптуры. Просматриваясь через толщу полированного стекла, этот воздушный объем производил впечатление фигуры, заключенной в сплошном блоке прозрачного материала. К сожалению, в связи с болезнью и смертью Веры Игнатьевны эти опыты прекратились.
В целом работы Мухиной и некоторых других скульпторов в стекле показали, что получаются совсем не те результаты, которых так опасались вначале. Оказалось, что прозрачность стекла, позволяющая видеть не только обращенную к зрителю, но и противоположную сторону круглой скульптуры, создает, как это ни парадоксально, неподражаемо полное зрительное ощущение объемности, монолитности, полноты вещи, ее литой материальной весомости, то есть то, чего не дает никакой другой непрозрачный материал. Кроме того, прозрачность стекла позволяет использовать совершенно своеобразные эффекты освещения.

Успехи работы творческого коллектива, возглавляемого Мухиной, наглядно показали новые возможности художественного стекла прежде всего в области столовой посуды. Образцы Мухиной, Успенского, Тырсы и других художников стали изготовляться многими заводами.
Художники экспериментального цеха, а затем Ленинградского завода художественного стекла создали новое направление в советском художественном стекле, первую художественную школу со своим художественным кредо, стилем и методами работы. Основателем и признанной главой этой школы была Вера Игнатьевна Мухина.

Характерными чертами первых лет развития этого направления были: широкое применение гладкого цветного стекла, неизрезанного мелкой алмазной гранью; декорировка стекла не механической обработкой, а только цветом. Форма и цвет считались основными художественными компонентами изделий из стекла.
Стремясь преодолеть стандартность рисунков и композиционных приемов, связанных с так называемым «мальцевским» алмазным гранением, художники предложили опыты «сюжетного» алмазного гранения (ваза А. Успенского «Бегуны», 1940 г.). Кроме того, гранение начало использоваться не как накладывание на форму отвлеченных декоративных рисунков и насечек, а в виде дополнительного художественного средства подчеркивания особенностей формы. Гораздо шире, чем раньше, начали пользоваться крупной «огранкой» или «грановкой», позволявшей получать большие гладкие блестящие плоскости стекла, прекрасно выявляющие его художественное естество.

В производство изделий постоянно вводились различные новые способы художественной обработки и декорировки, разработанные в научных институтах или же в исследовательской лаборатории завода (применение бормашин, пескоструйной обработки, нанесение изображений селикатными карандашами, новые составы цветных стекол и т. д.).

Отдав свои силы и талант прикладному искусству, Мухина, Успенский, Тырса продолжили традиции лучших русских художников и архитекторов — А. Воронихина, А. Васнецова, В. Серова, М. Врубеля и других, создавших немало прекрасных образцов декоративного искусства в стекле, металле, керамике, дереве.
В тяжелые годы борьбы с фашизмом работа над художественным стеклом замерла. Однако в истории советского стеклоделия и это время оставило свой важный след. В последние военные годы началась значительно более обстоятельная, чем в предвоенные годы, подготовка кадров художников декоративно-прикладного искусства. Было воссоздано Московское высшее художественно-промышленное училище (быв. Строгановское), а на базе открытого в конце 1930-х годов Института прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ) — подобное же училище в Ленинграде (ЛВХПУ), которому позже было присвоено имя В. И. Мухиной. В МИПИДИ и ЛВХПУ в последние военные и первые после военные годы были подготовлены художники, которые сегодня составляют славу советского стекла, — Г. Антонова, А. Аствацатурьян, С. Бескинская, Н. Ганф, Е. Жигалкина, В. Затынайко, В. Муратов, В. Мурахвер, А. Остроумов, С. Рязанова, А. Степанова, В. Хролов, В. Шевченко, Е. Яновская и ряд других. Многие из них учились у замечательного художника и педагога Бориса Александровича Смирнова.

Б. Смирнов — создатель многих произведений, определявших стилистическое направление советского художественного стекла в 1950—1960-е годы, передал свою страсть к неутомимым поискам нового нескольким поколениям художников. Старшие из них уже сами стали известными художниками, участниками многих международных и внутрисоюзных выставок, младшие — в конце 1960-х годов впервые выступили со своими работами. После смерти В. И. Мухиной Борис Александрович фактически возглавил Ленинградскую школу художественного стекла. Но прежде чем говорить о сегодняшних школах и направлениях, следует познакомиться с тем, что было сделано в 1950—1960-е годы в области художественного стекла.
В это время происходит становление ЛЗХС как художественного центра Ленинградской школы советского стеклоделия. Значительно расширяются и модернизируются Гусевской, Дятьковский и Красномайский заводы. В столице Украины на базе бывшего стекло-термосного завода создается Киевский завод художественного стекла, В Западной Украине на основе Львовского завода сортовой посуды и нескольких менее значительных предприятий создается стекольная фирма «Радуга». Реконструированы заводы в Латвии и Эстонии, построены или расширены заводы в Кутаиси (Грузия) и Баку (Азербайджан). К концу 1960-х годов было закончено строительство завода «Армхрусталь» в Армении, значительно вырос завод «Неман» в Белоруссии.

В послевоенные годы почти на всех заводах были организованы художественные лаборатории и появились художники с высшим образованием.

Читать дальше...