Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Авторы письма предлагали осуществить ряд неотложных мер для улучшения художественных качеств стекла. Их инициатива была поддержана. На Ленинградской зеркальной фабрике были созданы научно-исследовательская лаборатория и экспериментальный цех для работы в области художественного стекла (позже на базе этого цеха вырос самостоятельный Ленинградский завод художественного стекла). Художественное руководство этим начинанием было возложено на В. Мухину, научное — на профессоров В. В. Варгина и Н. Н. Качалова, техническое — на инженера Ф. С. Энтелиса.

Новый экспериментальный цех был оборудован необходимыми станками, агрегатами и приспособлениями для производства декоративного стекла. В цех были приглашены лучшие мастера — зачинатели возрождения художественного стекла, с которыми Мухина работала раньше на «Красном гиганте»: выдувальщик М. С. Вертузаев и гравер П. А. Порохов. Ленинградское отделение Союза художников выделило для работы на заводе не скольких художников, в том числе графиков А. А. Успенского и Н. А. Тырсу.
Этот небольшой спаянный и дружный коллектив, работая над ясно поставленной задачей, сумел в короткий срок добиться очень многого. В течение нескольких месяцев после пуска цеха было создано более 300 новых образцов стеклянных изделий. Не все из них были удачны. Иногда художники пытались перенести на стекло более привычные формы, свойственные другим материалам — дереву, фарфору и т. д.

Большинству вещей, созданных Мухиной, Успенским и Тырсой, несмотря на их разнообразие и различное назначение, свойствен один творческий подход и использование одного и того же метода, основанного на приеме «свободного выдувания». Суть свободного выдувания состоит в том, что стекло не ограничено какой-либо металлической или деревянной формой, как это бывает при массовом выпуске изделий по стандартному образцу.

При свободном выдувании вещь рождается на глазах у художника благодаря различным манипуляциям стеклодува с трубкой и другими инструментами — ножницами, щипцами и т. д.
Что дает прием свободного выдувания?

Во-первых, возможность корректировки художником своих замыслов непосредственно во время работы.
Во-вторых, при свободном выдувании изделия получают, если можно так выразиться, «чисто стеклянную форму». Здесь нет насилия над материалом. Форма предмета свободно и естественно возникает в руках стеклодува, она приобретает органически свойственные стеклу текучесть и плавность очертаний. Этот прием накладывает определенный отпечаток на стиль изделия. Красота вещи, возникшей в свободном выдувании, заключается в цельной пластической форме. Поверхность стекла в таких изделиях получается блестящая, зеркально гладкая, не требующая дополнительной обработки и украшений, а чистый, яркий цвет стекла сам по себе красив и декоративен.

В-третьих, при свободном выдувании невозможно создание по одному образцу даже двух точно совпадающих изделий. Каждая вещь индивидуальна и уникальна в своем роде, она несет печать руки мастера.
Работа художников в экспериментальном цехе и позднее на за воде проходила в основном так: следуя эскизу, мастер выдувал несколько образцов, причем художник находился тут же, корректировал и улучшал свой эскиз, как это диктовалось поведением самого материала. Затем отбирались лучшие, наиболее выразительные образцы, и уже с них снимали форму для серийного или массового производства.
Мухиной и ее товарищами были созданы многие новые разнообразные по формам изделия. Они возникли на основе метода художественного мышления, порожденного знанием богатейших возможностей и особенностей материала, глубоких традиций, сложившихся в творчестве, и рабочих навыках поколений мастеров-стеклодувов, и, наконец, на основе изучения мирового художественного наследия.
Эти черты новаторства и традиционности, народности и классичности, красоты и «стеклянной технологичности» прекрасно и органично соединены в лучших вещах Мухиной.

Работая непосредственно в цехе, учась у мастеров, Мухина познавала суть каждого технологического приема и стремилась сообразовать порывы своего вдохновения с накопленными традициями и опытом старых стеклодувов. Выступая в феврале 1952 года в Академии художеств СССР, В. И. Мухина рассказывала о своем творческом методе: «Дела лось то, что хочет стекло и что хочет художник, и это рождало форму».
Увлеченность тем, что «хочет стекло», привела Мухину к созданию ряда чисто декоративных вещей, которые служили только для красоты, воспринимались только как эстетическая ценность. Эти вещи являлись своего рода не изобразительной скульптурой, пластическими декоративными украшениями интерьера, а не вместилищами для цветов, соков, напитков. В этом отношении Мухина как бы предвосхитила те искания художников стекла, которые в массовом порядке появились значительно позднее — в конце 1960-х годов.
В. Мухина предвидела и то, что вскоре неизбежно встанет вопрос о поисках новых средств сочетания в предметах прикладного искусства стандартного и индивидуального. До тех пор пока в производстве господствовал ручной труд, эта проблема не была так остра, потому что каждая ваза, даже выполненная не свободным выдуванием, а в форме, все же обнаруживала небольшие отклонения в силуэте, рисунке алмазной грани, толщине слоя стекла и т. д. Поэтому вещи в какой-то мере воспринимались как индивидуализированные произведения. При улучшении технологии, при штамповке и замене ручного труда механизированным возникла опасность полной нивелировки быта.

Читать дальше...