Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

По-видимому, и некоторые мастера основанного в XVII веке дворцового Измайловского завода царя Алексея Михайловича были украинцами, поскольку там делалась посуда как из прозрачного стекла с золотой росписью, так и на «черкасский манер».

С начала XVIII века благодаря ориентации Петра I на освоение европейской культуры, стилистически единое русское искусство бытовых предметов, до сих пор различавшихся лишь по качеству, богатству материала и отделки, разделилось на две обширные области уже по художественным признакам — на искусство официальное, «ученое», столичное, ориентировавшееся на классические образцы, и на искусство на родное, провинциальное, во многом традиционное, обслуживавшее быт небогатых горожан и сельского населения.

Продукция многочисленных, возникших в XVIII веке купеческих стекольных заводов представляла собой довольно пеструю картину. С одной стороны, стремились к удовлетворению спроса широкого рынка, где ценилась посуд типа черкасской, нередко темного стекла и с росписью эмалями, напоминавшая формы традиционных славянских сосудов — сулеи, кадочки, братины и т. д. С другой — необходимо было удовлетворять вкусам все более укреплявшегося тогда русского дворянства. Для этого требовалось выпускать «карафины», «достаканы», бокалы — «ремры» и рюмки из прозрачного стекла с гравировкой и резьбой.

С историей отечественного стекла связано немало славных имен, среди которых первым надо назвать имя великого Ломоносова. Он восстановил и развил древнее искусство смальтовой мозаики, в котором домонгольский Киев был художественным преемником Византии. Мозаики Ломоносова поражают превосходным ощущением материала и специфики данного вида искусства. К сожалению, эти качества были утеряны его учениками и последователями, стремившимися достичь почти полной имитации лессированной масляной живописи. Ломоносов же работал значительно более резко, свободно, энергично, художественно используя швы между отдельными кубиками смальты, что сразу же выявляло особенности и неповторимость именно мозаичного художества. Самостоятельно открыл он и тщательно охраняемый секрет окрашивания стекла соединениями золота в красивый и благородный рубиновый цвет. Этот способ окрашивания, так называемый «золотой рубин», был когда-то изобретен богемскими алхимиками и немало способствовал успеху стеклянной бижутерии. Ломоносов также первый организовал в России производство стекляруса и бисера.

Среди продукции многих заводов с конца XVIII века резко выделялись произведения созданного в это время Петербургского императорского «стеклянного и зеркального» завода — «образцового» предприятия, обслуживавшего царский двор и высшее дворянство. Это были высококачественные безукоризненного вкуса вещи из хрусталя, прозрачного и цветного стекла — вазы, цветники, зеркала, столешницы, канделябры, жирандоли, люстры и т. д. Конечно, здесь достаточно явственно ощущалось влияние европейского искусства. Но в целом Петербургский завод сумел создать в XVIII — первой половине XIX века свою, явно национальную интерпретацию общеевропейских стилей в стекле, то есть придать своим изделиям особую торжественность, величавость в сочетании со свойственной русскому искусству масштабностью и широтой. Главным достоинством этого стекла было органичное стилистическое единство со всем убранством парадных интерьеров того времени — с великолепными образцами изделий из камня, бронзы, фарфора...

Это художественное единство стекла с архитектурой и прикладным искусством обеспечивалось участием в проектировании стеклянных изделий видных архитекторов. В XVIII веке Растрелли использовал стекло для облицовки лопаток в «столбовой» гостиной Екатерининского дворца. Здесь же Ч. Камерон в конце XVIII века ввел синее и молочно-белое стекло для отделки спальни и «сине го кабинета», так называемой «табакерки». И. Старое применил бес цветное и прозрачное розовое стекло, оправленное в золоченую бронзу, в декоре некоторых комнат Зимнего дворца.

Осветительным приборам из стекла — люстрам, канделябрам, жирондолям, фонарям — значительное внимание уделили Казаков, Росси, Львов, Воронихин. В начале XIX века крупные архитекторы нередко становятся художественными руководителями, «инвенторами» Петербургского казенного стекольного завода, задававшего тон в художественном стекле. В 1804—1813 годах должность инвентора занимал Тома де Томон, а затем до 1819 го да — Росси. В это время на заводе создается целый ряд монументальных произведений — ваз и торшеров — в стиле русского ампира. Нередко из-за своих размеров эти вазы не могли быть выполнены из монолитного стекла и поэтому делались разборными. Составляющие их части искусно монтировались с помощью металла.

Читать дальше...