Каталог статей > статья

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Советское художественное стекло насчитывает примерно четыре десятка лет. Но, естественно, воз никло оно не на пустом месте. В последние годы художественное стекло все чаще обращается к традициям. Оно словно хочет возродить былое достоинство русского стекла, почти не замеченное западными историками и искусствоведами. Почему это произошло, мы скажем ниже. Сейчас же отметим, что обращение к традициям типично сегодня не только для стекла, но и для всего декоративного искусства. Словно восставая против утомительной стандартизации быта, декоративное искусство стремится пленить нас национальным характером, народными ритмами и формами, подчеркнутым рукомеслом исполнения или же волшебной филигранной отточенностью, свойственной произведениям дворцовых мастеров. Может быть, такое обращение к своей старине является скоропреходящей модой. Во всяком случае сегодня трудно разобраться в любой из отраслей декоративного искусства, если не знать, хотя бы в общих чертах, истории этой отрасли, ее традиций и специфических приемов, использовавшихся старыми мастерами. Стекло не составляет исключения. Но традиции его имеют особый характер.

Дело в том, что стекло в России никогда не было таким национальным художественным материалом, как, например, дерево с его богатейшими традициями резьбы, росписи, архитектуры и т. д. Оно не являлось статьей экспорта, как в Англии (исключение составляли лишь некоторые восточные рынки). Оно играло довольно скромную роль в экономике и культуре страны, от него не зависела ни слава страны, ни ее благоденствие, как это было, например, в Венецианской республике в XV—XVI веках или в Богемии в XVII веке.

Не будучи специфичным для русского искусства материалом, художественное стекло на протяжении истории послушно следовало стилистическим изменениям декоративного искусства, но не имело того качества стилеобразования, которым славилось дерево, вышивка или керамика. Оно почти не являлось в нашей стране материалом народного искусства, хотя и было связано с ним глубокими корнями. История художественного стекла на нашей земле, если не считать античного производства в причерноморских колониях, насчитывает примерно тысячу лет. Первое его оригинальное направление — это древнерусское стекло, представленное в основном бусами, браслетами и особого вида сосудами для питья — скляницами.

Остатки мастерских, изготовлявших на заре нашей истории стеклянные украшения, посуду и смальту, найдены археологами в Киеве, Костроме, Галиче и других городах. В одном Киеве обнаружено несколько таких мастерских в разных частях города. Большое место в стекольном производстве того времени занимало изготовление смальт — цветных стекол для набора мозаичных кар тин на стенах и полах зданий. Найденные на месте бывшего митрополичьего сада в Киево-Печерской лавре остатки стекольной мастерской с сохранившимися горнами, кусками разноцветной смальты, фрагментами оконного и посудного стекла, позволяют с несомненностью утверждать, что смальта для знаменитых мозаик киевских соборов изготовлялась в самом Киеве, а не привозилась со стороны. Кроме образцов смальты, были найдены круглые оконные стекла и небольшие тонкостенные сосуды в виде стопок из желтого, зеленого, голубого и синего стекла.

Произведения русских стеклоделов имели одну специфическую особенность: киевские мастера варили свинцовые стекла, для чего использовали песок, поташ и сурик (пережженный свинец). В иностранных стеклах этого времени свинец не обнаружен. Эта техническая особенность лишний раз подтверждает самобытность русского стекла и его местное происхождение. Итак, древнерусское стекло предстает перед нами достаточно единым в художественном отношении явлением, в котором ведущую роль играло не посудное стекло, а ювелирные украшения (главным образом браслеты) и материал для монументального искусства (смальтовые мозаики).

В результате монголо-татарского нашествия производство стекла на русских землях почти полностью прекратилось. Какие-то очаги сохранились лишь на Украине и на северо-западе — на Новгородских и Псковских землях. О последнем мы пока не имеем достаточных сведений. Украинское же стекло во второй половине XVI—начале XVII века дало яркое и оригинальное направление, первоначально развивавшееся, вероятно, не без влияния образцов верхненемецкого и польского стекла, которое, в свою очередь, испытывало опосредованное влияние венецианского стекла времен позднего Ренессанса.

Украинское стекло представляло собой в основном достаточно грубо выделанные фигурные сосуды из темного и полубелого стекла, нередко изображавшие различных зверей — медведей, баранов, рыб и т. д., причем часто ярко расписанных цветными эмалями. Это была знаменитая «черкасская посуда», или «черкасский товар», достаточно широко ввозившаяся на московский рынок и вы звавшая явное подражание в производстве ранних московских заводов XVII века. Хотя это стекло было, по тогдашним временам, сравнительно дорогим и потреблялось более представителями имущего класса, по своим стилистическим особенностям оно явно было народным, развившимся под могучим оплодотворяющим воздействием народного юмора и народной фантазии.

Читать дальше...